Можно ли сэкономить на нотариусе? - Блог - Адвокат ст. Нововеличковская

Перейти к контенту

Главное меню:

Можно ли сэкономить на нотариусе?

Опубликовано вход Практика ·
B жизни часто  приходится сталкиваться с необходимыми случаями удостоверять документ нотариально.  Поводов для этого весьма много. В одних случаях нотариально удостоверенный  документ облегчает доказывание в суде, в других же, существует императивное  требование закона нотариально удостоверить документ. К последним можно отнести:   
  1. Доверенность  на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на  распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами (ст. 185.1  ГК);   
  2. Доверенность  на представление интересов в суде;   
  3. Так  называемые «генеральные» доверенности на владение автомобилем. Дающие право  доверенному лицу не только управлять автомобилем, но и отчуждать (продавать,  дарить, менять и др.) без дополнительного согласия собственника;   
  4. Доверенность,  выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (п. 3  ст.187 ГК );   
  5. Договор  ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий  отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также  государственной регистрации (ст. 584 ГК);   
  6. Завещание  (ст. 1124 ГК);   
  7. Для  заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на  которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом  установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей  обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально  удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 СК);   
  8. Брачный  договор (ст. 41 СК);   
  9. Соглашение  об уплате алиментов подлежит нотариальному удостоверению (ст. 100 СК);   
  10. Сделки по  отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том  числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной  сделке, подлежат нотариальному удостоверению (ст. 42 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015  «О государственной регистрации недвижимости»);   
  11. Сделки,  связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также  сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему  гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат  нотариальному удостоверению (п. 2 ст. 54 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 «О  государственной регистрации недвижимости»);   
  12. Сделка,  направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества,  подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа,  подписанного сторонами (ст.11 ФЗ от 08.02.1998 N 14-«Об обществах с  ограниченной ответственностью»);   
 13. Свидетельствование  подлинности документов и др.
  
  Хотя Налоговый  Кодекс (ст. 333.24) и ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о  нотариате» (ст. 22.1) четко определяют размер нотариального тарифа (госпошлины)  за выполнение нотариальных действий, на практике нотариусы многократно  увеличивают это сумму за счет так называемых услуг правового и технического  характера (ПТХ). Стоит заметить, что вознаграждение  за выполнение правовой и технической работы нотариус устанавливает  самостоятельно с учетом расценок, рекомендованных нотариальной палатой  соответствующего субъекта Российской Федерации. Например, госпошлина за  удостоверение доверенности подготовленную и принесенную гражданином, согласно  НК, составит 200 руб., при этом нотариус потребует оплатить «в нагрузку» еще и ПТХ  1500-1700 руб.
  
  В соответствии  со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля  1993 г. N 4462-1 (далее - Основы нотариата) источником финансирования  деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные  средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг  правового и технического характера, другие финансовые поступления, не  противоречащие законодательству Российской Федерации.
  
  В силу ч. 2 ст.  23 Основ нотариата денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся  частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают  в собственность нотариуса. Данные обстоятельства определяют заинтересованность  нотариусов в увеличении притоков финансов к своей деятельности, поэтому порой  они пытаются изыскать основания для взимания большей суммы там, где это  возможно. Увеличение платы за осуществление нотариальных действий невозможно в  силу закона, остается повышение и навязывание ПТХ.
  
  Учитывая, что  согласно Пояснительной записке к проекту Федерального закона N 293340-6 «О  внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате,  Закон Российской Федерации «О залоге» и часть первую Гражданского кодекса  Российской Федерации» плата за услуги ПТХ составляет от 2/3 до 4/5 всех  финансовых поступлений нотариусов и порядок ее установления нормативно не  урегулирован, именно оказание услуг ПТХ является основным источником  финансирования деятельности нотариусов. Такому положению способствовало и  письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства  финансов РФ от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01, согласно которому за  оказание услуг ПТХ взимается плата с учетом себестоимости затрат. Данное  разъяснение позволило нотариусам самостоятельно определять стоимость  оказываемых ими услуг ПТХ исходя лишь из неких оценочных показателей.
  
  Большие  сложности в правоприменительной практике вызывает и отсутствие законодательно  закрепленного понятия «услуги правового и технического характера». К таким  услугам можно отнести ксерокопирование документов, изготовление выписок из них,  подготовку проектов документов (составление, набор текста, печать), сшивание  документов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда  РФ от 17 ноября 2010 г. N 5-Г10-177).  Однако нередко понятие «услуги правового и технического характера» трактуются  расширительно, в связи с чем в их содержание включают оказание  консультационных услуг, разъяснения законодательства по вопросам совершения  нотариальных действий и правовую экспертизу (Апелляционное  определение судебной коллегии Нижегородского областного суда от 27 октября 2015  г. по делу N 33-10552/2015, Апелляционное определение судебной коллегии по  гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2015 г. по делу N  33-5296/2015).
  
  Сами же  нотариусы под правовой и технической работой, например, применительно к  удостоверению доверенности понимают составление проекта документа на основании  запроса клиента и его перенос на официальный бланк. Совершая данное  нотариальное действие, нотариус выясняет действительную волю доверителя,  проверяет его право- и дееспособность, составляет нужный текст в соответствии с  требованиями действующего законодательства и представляет его на подпись  доверителю. Такие операции, в принципе, охватываются самим существом  нотариального действия по удостоверению доверенности, поэтому если клиент  приносит нотариусу уже заранее подготовленный проект документа, проведения  какой-либо дополнительной работы не требуется.
  
  Даже проверка  представленного проекта документа перед тем, как оформить готовый вариант на  официальном бланке, внесение в него при необходимости уточнений и дополнений,  исключение тех или иных положений не относятся к самостоятельным услугам,  поскольку это стандартный набор процедур, предшествующий оформлению  доверенности. Согласно ч. 1 ст. 16 Основ нотариата нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам  содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности,  предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем,  чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
  
  В силу ст. 54  Основ нотариата нотариус обязан  разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и  проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и  не противоречит ли требованиям закона. То  есть фактически нотариус обязан провести правовую экспертизу проекта сделки.
  
  Удостоверение  доверенности всегда предполагает согласование и утверждение с клиентом окончательной  редакции, даже если нотариус использует свои образцы, поскольку в зависимости  от конкретной ситуации в документ всегда могут вноситься определенные  коррективы. В связи с этим при удостоверении доверенности нотариус совершает  нотариальное действие, за которое вправе взимать государственную пошлину  согласно утвержденному тарифу, но не вправе навязывать дополнительные услуги,  которые в данном случае им в пользу клиента попросту не оказываются.
  
Из системного  толкования указанных нормативных положений, разъяснения по вопросам совершения  нотариальных действий, правовая экспертиза проектов документов также входят в  состав соответствующих нотариальных действий или представляют собой обязанность  нотариуса, вытекающую из его правового статуса и осуществляемых им функций, что  делает невозможным отнесение таких действий к услугам ПТХ и, соответственно,  исключает основания для их оплаты.
  
  Как  смотрят суды за оплату ПТХ при удостоверении доверенности. Относительно  правомерности взимания дополнительной платы за удостоверение доверенности в  судебной практике существуют две принципиально противоположные позиции.
  
  Первая позиция. Согласно ст. 9, 16, 48 и 50  Основ о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан  обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая  требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и  юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов,  разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых  нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в  ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в  качестве оказания ими услуг правового и технического характера (Определение  Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 272-О-О).
  
Доводы нотариуса  о невозможности удостоверения проекта доверенности, который ему передал сам  клиент, без предоставления услуг технического характера, а именно переноса  текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенный для  совершения нотариальных действий, суд посчитал неправомерными, поскольку  законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к  технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том  числе и с использованием технических средств нотариуса, суд расценил в качестве  операции, которая является непосредственно документальным оформлением  нотариального действия и не может рассматриваться как оказание дополнительной  (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Определение  Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 N 33-9692/2012).
  
  Нотариус не  вправе взимать вознаграждение за совершение тех публичных действий, которые для  него являются обязательными в силу закона (Апелляционное определение Липецкого  областного суда от 01.07.2013 по делу N 33-1634/2013). В том случае, если  проект представленного заявителем документа не соответствует закону, в  частности в проекте доверенности не ясен объем полномочий представителя,  имеются иные недостатки, нотариус должен устно сообщить о них заявителю и дать  ему возможность их исправить или, в крайнем случае, указать на них в качестве  основания для отказа в совершении нотариального действия в соответствующем  постановлении, чтобы заявитель смог их устранить либо обжаловать данное  постановление при несогласии с ним (Апелляционное определение Иркутского  областного суда от 24.09.2013 по делу N 33-7843/13).
  
  Вторая позиция (практика московского региона).  Законом прямо предусмотрена возможность выполнения нотариусом для клиента  правовой технической работы. Сам факт совершения нотариального действия с  оплатой заявителем государственной пошлины по тарифу и дополнительных услуг  суды расценивают как безусловное согласие их получения на добровольной основе  (Определение Московского городского суда от 15.02.2016 N 4г-0620/2016).
  
  В такой ситуации  по факту оказания данных услуг заявитель уже не может доказать, что они были  ему навязаны, поскольку при несогласии с размером их оплаты он имел возможность  отказаться от совершения нотариального действия и обратиться к другому  нотариусу (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2015  по делу N 33-42587/2015). При отсутствии доказательств понуждения заявителя к  получению дополнительных услуг его требования о возврате уплаченных сумм не  подлежат удовлетворению (Апелляционное определение Московского городского суда  от 24.04.2015 по делу N 33-13702).
  
  Суды, занимающие  представленную правовую позицию, указывают на то, что требование о признании  незаконным отказа нотариуса в совершении нотариальных действий по мотиву  нежелания оплачивать правовую и техническую работу заявитель также не может  обосновать наличием у него права на получение льготы при уплате государственной  пошлины в соответствии с п. 5 ст. 333.38 НК РФ. Данное положение налогового  законодательства предусматривает освобождение только от уплаты небольшой по  размеру государственной пошлины за совершение нотариальных действий, а не освобождение  от оплаты услуг нотариуса правового и технического характера, которые стоят  существенно дороже (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от  03.12.2015 по делу N 33-8649/2015).
  
  Как видим  судебная практика в данном вопросе противоречива. Однако, кассационные судебные  инстанции все чаще стали принимать сторону граждан. Хотелось бы еще представить  выдержки из Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации:
  
3.1. Нотариус  обязан:   
3.1.11.  соблюдать рекомендации нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг  правового и технического характера;   
3.2.2. оказывать  посреднические услуги при заключении договоров;   
3.2.6.  произвольно изменять размер нотариального тарифа;   
4.2. При  обращении к нотариусу по вопросам профессиональной деятельности нотариус не  вправе:   
4.2.1. понуждать  лиц, обратившихся за совершением нотариального действия получать услуги  технического характера, в том числе по подготовке проектов документов,  изготовлению копий, сканированию документов, у лиц, не являющихся работниками  нотариуса;   
4.2.2.  привлекать к выполнению технических работ, в том числе по подготовке проектов  документов, изготовлению оригиналов и копий, сканированию документов, а также  по регистрации, учету, архивированию документов, иных лиц, кроме работников  нотариуса, стажеров нотариуса;   
4.2.3. требовать  представления сведений и документов, которые нотариус может или обязан получить  или запросить самостоятельно;   
4.2.4.  препятствовать реализации права лица на обращение к другому нотариусу;   
4.2.5.  использовать сведения, ставшие ему известными в связи с совершением  нотариального действия, в ущерб обратившемуся лицу или в интересах получения  прямой или косвенной выгоды для себя или другого лица.   
  
Часть II. Глава администрации право имеет.   
  
  Есть способ  вообще не связываться с нотариусом. Речь идет о положении статьи 1 Основ нотариата, согласно которой в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории  населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия,  предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной  администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного  самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района  и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления  муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган  юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом  юстиции.
  
  
  Ст. 37 Основ  нотариата устанавливает перечень нотариальных действий которые имеет право  совершать глава местной администрации поселения и специально уполномоченное  должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации  муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного  самоуправления муниципального района. Вот этот перечень:
  
1) удостоверять  завещания;   
2) удостоверять  доверенности;   
3) принимать  меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению  им;   
4)  свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;   
5)  свидетельствовать подлинность подписи на документах;   
6) удостоверяют  сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской  Федерации;   
7) удостоверяют  факт нахождения гражданина в живых;   
7.1)  удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению,  проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального  района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;   
8) удостоверяют  факт нахождения гражданина в определенном месте;   
9) удостоверяют  тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;   
10) удостоверяют  время предъявления документов;   
11) удостоверяют  равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;   
12) удостоверяют  равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.   
Законодательными  актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально  уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам  местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным  должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть  предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
  
  Отдельно стоит  отметить что положение данной статьи справедливо только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в  данных населенных пунктах.  
  
  Приказ Минюста  России от 06.06.2017 N 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения  нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально  уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами  местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными  должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов» (далее Приказ)  содержит в себе, в том числе, инструкцию регламентирующую порядок совершения  нотариальных действий главами местных администраций поселений.   Согласно ст. 20 Приказа оплата  нотариальных действий, совершаемых должностными лицами местного самоуправления,  производится в порядке, установленном статьей 22 Основ:
  
за совершение  нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации  предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного  самоуправления взимает государственную пошлину по ставкам, установленным  статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей  уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 333.25 Налогового  кодекса Российской Федерации;
  
за совершение  нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не  предусмотрена обязательная нотариальная форма, должностное лицо местного  самоуправления взимает нотариальный тариф в размере, установленном в  соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
  
При совершении  должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий  предоставляются льготы по уплате государственной пошлины для физических и  юридических лиц, установленные подпунктами 11, 12 пункта 1 статьи 333.35,  статьей 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации.
  
Услуги правового  и технического характера там не предусмотрены, а значит плата за оказание  нотариального действия главой местной администрации поселения или специально  уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения ограничивается  только госпошлиной (нотариальным тарифом).
  
Абсолютное большинство Уставов муниципальных образований содержат  положение  пп. 3 п. 1 ст. 14.1 ФЗ № 131  от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: … совершение нотариальных  действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении  нотариуса. Если в вашем муниципальном образовании нет по каким-то причинам нотариуса, то глава администрации на этом основании имеет права оказывать нотариальные действия.
 
   Обязан глава  местной администрации осуществлять нотариальные действия? Нет, не обязан, но  право имеет. Безусловно, реализация главой администрации любого поселения своего права на осуществление нотариальных действий окажет  положительное влияние на малоимущий слой населения. Что в свою очередь может  привлечь дополнительный электорат.  
  
Литература
  
1. «Основы  законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N  4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017).   
2. Налоговый  кодекс Российской Федерации: часть вторая (принят Государственной Думой 19 июля  2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016).   
3. Д.И.  Писарев, «Оплата услуг нотариуса», Бухгалтерский учет, 2017, N 1.   
4. Приказ  Минюста России от 06.06.2017 N 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения  нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально  уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами  местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными  должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»  (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2017 N 47036).   
5. Федеральный  закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.,  вступ. в силу с 10.08.2017).   
6. Д.Е.  Зайков, «Оказание нотариусами услуг правового и технического характера:  проблемы правового регулирования».   
7. Устав  Нововеличковского сельского поселения Динского района краснодарского края.   
8. Обзор  Судебной практики.



Комментариев нет


Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Адрес: ст. Нововеличковская ул. Ленина 16 /А
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
2017 - 2019 гг.
Назад к содержимому | Назад к главному меню